Блог Literaqimen

История Ци Мэнь Дунь Цзя: от военного искусства до современности

2025-04-16 12:15 Начинающим
Система Ци Мэнь Дунь Цзя издревле считалась "учением императоров". В эпоху Цин (1644-1911) в "Полном собрании книг по четырем разделам" (四库全书 sìkù quánshū Сыку цюаньшу) ее назвали одной из самых логически обоснованных систем среди всех прогностических искусств. В "中国神秘文化百科全书" ("Энциклопедия китайской таинственной культуры") система названа "вершиной китайских методов прогнозирования".

Ци Мэнь Дунь Цзя объединяет в себе знания "周易" (И Цзин, Книга Перемен), астрономию, календарь, географию, математику и учение о пяти элементах, инь и ян. Главное ек преимущество заключается в следующем: "Планировать в штабе и побеждать за тысячи миль!".

В статье «Что такое Ци Мэнь Дун Цзя» мы познакомились с ее основами: что она собой представляет, как работает и какие возможности открывает для современного человека. Однако, чтобы глубже понять суть этой системы, важно обратиться к ее истокам и проследить путь ее развития через века.

В этой статье мы углубимся в историю системы, рассмотрим ключевых деятелей, которые внесли вклад в ее развитие, и проследим, как она менялась вместе с эпохами. Это позволит нам не только лучше понять ее культурное значение, но и оценить ее потенциал для современного мира.

Древние истоки: легенда о Желтом Императоре Хуан-Ди

Согласно древним преданиям, истоки системы Ци Мэнь Дунь Цзя восходят к временам легендарного Желтого Императора Хуан-Ди (黄帝). Он считается одним из основателей китайской цивилизации, и его правление датируется примерно 2697–2597 годами до н. э. Именно с его именем связаны многие достижения древнего Китая - от медицины до военного искусства.
Одна из самых известных легенд рассказывает о борьбе Хуан-Ди с могущественным противником - Чи Ю (蚩尤). Чи Ю обладал способностью контролировать природные стихии и был известен своей огромной физической силой. Во время одного из сражений он окутал поле боя густым туманом, лишив войска Хуан-Ди ориентации и возможности скоординировать свои действия. Положение казалось безвыходным.

На помощь Хуан-Ди пришла Богиня Сюань-У. Она передала ему книгу "龙甲神章" (Лун Цзя Шэнь Чжан, "Глава о Драконьем Панцире"). В этой книге содержались не только инструкции по изготовлению оружия, но и военные стратегии.
Хуан-Ди поделился этими знаниями с мудрым старцем 风后 Фэн-Хоу и поручил ему создать 13 глав военного искусства и 12 глав методов пустоты. так была создана система Ци Мэнь Дунь Цзя с 1080 комбинациями. Затем Фэн-хочу создал прибор - «колесницу, указывающую на юг» (指南车, чжинань че). Этот механизм помогал определять направление, даже если видимость была полностью скрыта туманом. Благодаря этому изобретению войска Хуан-Ди смогли выйти из ловушки и одержать победу над Чи Ю. Этот эпизод стал символом триумфа стратегического мышления и анализа над физической силой.

Хотя легенда о Хуан-Ди имеет мифологический характер, она отражает глубокую мудрость древних китайцев, которые стремились понять законы мироздания и использовать их для гармонизации жизни.

Система Цимэнь продолжала развиваться. Во времена династии Чжоу Цзян Тай-гун 姜太公 переработал систему цимэнь в 72 комбинации. В эпоху Хань Хуан Ши-гун 黄石公 (Хуан Ши-гун) передал ее Чжан Ляну 张良 (262 г. дэ н.э. - 186 г. до н.э.), который упростил до 18 комбинаций (9 для ян и 9 для инь), как мы знаем ее сегодня.

Особенно ярко возможности Цимэнь проявились в эпоху Троецарствия благодаря Чжугэ Ляну 诸葛亮 (181-234 гг.). Его имя известно каждому, ведь он был стратегом, чьи способности превосходили всех современников.

К периоду династии Тан (618–907) Ли Цзин 李靖 (571-649 гг.), получивший титул "Герцог Вэй", написал множество книг о системе Цимэнь. Он применял цимэнь в военных кампаниях. Основной его задачей было поддержание основы для правления Танского императора Ли Шимина 李世民 (599 - 649 гг.).

В эпоху Сун (960–1279) Чжао Пу 赵普 (922–992гг.), один из основателей династии, также глубоко изучил применение системы Цимэнь и получил за это должность премьер-министра. Он написал знаменитый труд — "进经表" (Цзинь Цзин Бяо), который включает в себя сущность этой системы.

Система Цимэнь всегда считалась древними императорами "наукой для правителей" и хранилась в королевских архивах, не давая доступ простым людям. Однако в период династии Северной Сун (960–1127), из-за ослабления государства и угрозы со стороны северных племен, таких как Ляо и Цзинь, императоры Чжэнь-цзун (968-1022) и Жэнь-цзун (1010—1063) активно использовали цимэнь использование для защиты от внешних врагов. Во времена правления Жэнь-цзуна были собраны все доступные книги по Цимэнь, и император лично написал предисловие к труду "景祐遁甲符应经" (Цзинъюй Дуньцзя Фу Ин Цзин).

В эпоху Мин Лю Бовэнь 刘伯温 (1311 - 1375 гг.), который помогал Чжу Юаньчжану 朱元璋 (1328 — 1398 гг.) основать новую династию, также являлся мастером Цимэнь. Он искусно применял эту систему и написал знаменитое пророчество— "烧饼歌" (Шаобин Гэ , "Песнь о жареной лепёшке"). Однако, будучи мудрым политиком, он понимал принцип "слишком большие заслуги пугают правителя". После завершения своей миссии он отошел от дел и удалился в горы.

Далее в эпоху Цин цимэнь получает дальнейшее развитие: выпускаются книги по цимэнь, комментарии и разъяснения. О книгах - источниках цимэнь написано далее. Теперь предлагаем понаблюдать за эволюцией в названии "Ци Мэнь Дунь Цзя", ведь название системы "Ци Мэнь Дунь Цзя" не было постоянным на протяжении ее истории. Оно менялось вместе с развитием культуры, общества и расширением сфер ее применения. Каждое название отражало особенности эпохи и то, как люди воспринимали цимэнь в разные периоды времени.

Эволюция названия "Ци Мэнь Дунь Цзя"

В древние времена династий Чжоу (1045-221гг. до н. э.) и Цинь (221-207 гг. до н.э.) система называлась 阴符 yīnfú (Иньфу), что можно перевести как "Скрытый символ" или "Тайный знак". Это название подчеркивало ее связь с тайными знаниями и стратегическим мышлением.

В период династии Хань (202 г. до н.э. – 220) и эпохи Троецарствия (220-280) название изменилось на "Люцзя" (六甲), что связано с шестью первыми небесными стволами – началами декад цикла Цзя цзы (甲子 , 甲戌, 甲申, 甲午, 甲辰, 甲寅). Это изменение отражало более глубокую формализацию системы, а также ее связь с китайской космологией и цикличностью времени.

В период династий Суй (581—618) и Тан (618–907) система получила название "Дуньцзя" (遁甲), что переводится как "Скрытие начала". Это название подчеркивало ее основной принцип — умение находить скрытые возможности и использовать их для достижения целей.

В период династий Мин (1368–1644) и Цин (1644 по 1911) система цимэнь приобрела современное название "Ци Мэнь Дунь Цзя" (奇门遁甲), которое можно интерпретировать как "Необычные (Чудесные) врата, скрывающие начало". Это название объединило все ключевые аспекты системы.

Ключевые исторические деятели цимэнь

На протяжении своей истории система Ци Мэнь Дунь Цзя развивалась благодаря усилиям выдающихся деятелей, которые совершенствовали её принципы и расширяли сферы применения. Каждый из них внес уникальный вклад, который помог системе стать более практичной, доступной и универсальной.
Цзян Цзыя (姜子牙) (ок. XII—XI вв. до н. э.)
Цзян Цзыя, живший в период династии Чжоу, считается одним из основоположников системы Ци Мэнь Дунь Цзя. Он сократил количество возможных раскладов до 72.

Цзян Цзыя был не только мудрым стратегом, но и наставником правителя Вэнь-вана, основателя государства Чжоу. После получения посмертного имени Ци Тай-гун (Великий князь Ци), он стал известен как один из величайших стратегов в истории Китая. Его трактат «Лю Тао» («Шесть тайных учений») содержит важные идеи о военной стратегии и управлении, многие из которых связаны с принципами Ци Мэнь Дунь Цзя.
Чжан Лян (张良) ( 262 год до н. э. — 186 год до н. э.)
Чжан Лян, советник первого императора династии Хань Лю Бана, продолжил работу над упрощением системы. Он сократил количество раскладов до 18 (имеется в виду на 9 янских и 9 иньских). Чжан Лян был известен своим терпением, мудростью и способностью к стратегическому мышлению.
Чжугэ Лян (诸葛亮) (181–234)
Чжугэ Лян, известный под именем Кун Мин, был выдающимся стратегом периода Троецарствия (220–280). Он активно применял Ци Мэнь Дунь Цзя в своих военных действиях. Одним из самых ярких примеров ее применения стала битва у Красной скалы (208-209).

Чжугэ Лян использовал знания системы для предвидения изменений в погодных условиях. Когда направление ветра изменилось, он организовал атаку с использованием зажигательных снарядов, вызвав масштабный пожар на вражеском флоте. Этот ход стал решающим в битве и вошел в историю как пример гениального использования природных сил и стратегического планирования.
Гэ Хун (葛洪) (283 — 343)
Гэ Хун, живший в период династии Цзинь (265–420 гг.), был не только ученым и врачом, но и последователем даосизма. В своем трактате "Баопу-цзы" ("Мудрец, охраняющий Первозданную Простоту") он упоминает Ци Мэнь Дунь Цзя как важный инструмент для защиты от опасностей и достижения духовных целей. Он также связывал систему с наукой Девяти дворцов, которая использовалась в даосских практиках для гармонизации с окружающей средой.
Лю Бовэнь (刘伯温) (1311–1375)
Лю Бовэнь, главный советник первого императора династии Мин Чжу Юаньчжана. Он был известен своими пророчествами и военными трактатами, такими как "Уроки войны".

Лю Бовэнь, наряду с Чжан Ляном, Чжугэ Ляном, оставил богатое наследие в виде письменных свитков, посвященных Ци Мэнь Дунь Цзя (объединив знания Чжугэ Ляна). Эти тексты остаются ценными источниками знаний для современных исследователей и практиков.

Источники цимэнь

На протяжении своей истории система Ци Мэнь Дунь Цзя нашла отражение в многочисленных текстах, которые служили руководствами для военных стратегов, правителей, даосских мудрецов и практиков. Среди них особое место занимают труды, получившие широкую известность в различных эпохах. Эти тексты не только сохранили древние знания о системе, но и стали основой для ее дальнейшего развития, адаптируясь к меняющимся потребностям общества. Рассмотрим наиболее известные и многократно прокомментированные источники, которые легли в основу понимания и применения Ци Мэнь Дунь Цзя на протяжении веков. Эти работы сформировали ее теоретическую базу и обеспечили популярность среди исследователей и практиков.

Однако стоит отметить, что помимо этих ключевых текстов существует множество других трудов, которые также внесли свой вклад в развитие
Ранняя Хань (206 г. до н. э. - 9 г. н. э.)
"金函奇门遁甲秘笈全书" ("Полное собрание тайных книг по искусству Ци Мэнь Дунь Цзя")

Этот текст приписывается Чжан Ляну (张良, 262–186 гг. до н. э.). Позже этот труд был дополнен комментариями Чжугэ Ляна (诸葛亮, 181–234 гг.), что значительно повысило его ценность для последующих поколений. Текст содержит практические рекомендации по применению системы в военной стратегии и управлении.
Эпоха Троецарствия (220–280 гг.)
"奇门遁甲统综大全" ("Полный свод знаний о Ци Мэнь Дунь Цзя").
Авторство этого труда приписывается Чжугэ Ухоу (诸葛武侯, Чжугэ Лян), а позднее он был отредактирован Лю Бовэнем (刘伯温, эпоха Мин). Этот текст известен также как "奇门遁甲秘笈大全" или "金函奇门遁甲秘笈全书" . Первое издание вышло в период Ваньли (1572–1620) эпохи Мин. Сохранившаяся версия — это цинское издание Шэнсытан (省思堂刊本). Труд состоит из 30 цзюаней и шести томов дополнений, включая «Нефритовое зерцало военных стратегий Чжугэ Ухоу» ("诸葛武侯行兵遁甲金函玉镜图").
Эпоха Тан (618–907 гг.)
"太白阴经" ("Тайбай Инь Цзин").

Этот древний военный трактат был написан даосским монахом Ли Цюанем (713–761 гг.), также известным как Дагуаньцзы (達觀子). Ли Цюань был бывшим военным губернатором и отшельником, который изучал учения бессмертных. В своей работе он объединил принципы Ци Мэнь Дунь Цзя с военной стратегией, уделяя особое внимание методам захвата врага врасплох. Текст состоит из 10 цзюаней, из которых 9 том полностью посвящен Дунь Цзя.

"奇门宝鉴御定" ("Цимэнь Баоцзянь Юй Дин" "Священный канон Цимэнь: Императорская редакция" (имеется в виду, указание на утверждение Канси)).

Авторство этого труда приписывается Сюй Даофу (эпоха Тан). Однако стиль и содержание указывают на редакцию эпохи Мин-Цин, что свидетельствует о многовековой традиции дополнений. Версия, одобренная императором Канси (1661–1722), была доработана придворными астрономами для исключения «неблагонадежных» методов.
Эпоха Сун (960–1279 гг.)
"景佑遁甲符应经" ("Канон соответствий Скрывающегося Цзя").

Этот текст был составлен Ян Вэйдэ (杨惟德) в эпоху Сун. Он состоит из трех цзюаней и содержит подробные описания методов использования Ци Мэнь Дунь Цзя для прогнозов. Текст был переиздан в эпоху Цин в издании «Ваньвэй бицзан» (嘉庆十二年, 1807 г.).

"景佑遁甲符应经纂" ("Компиляция канона соответствий Скрывающегося Цзя эры Цзинъю").

Этот труд, состоящий из пяти цзюаней, был составлен Мао Юаньи (毛元仪) в эпоху Мин. Он представляет собой расширенную версию оригинального текста Ян Вэйдэ, дополненную новыми интерпретациями и практическими примерами.

"秘藏通玄变化六阴洞微遁甲真经" ("Тайное сокровище таинственных превращений и шести иньских измерений истинного канона Дунь Цзя").

Авторство этого труда остается неизвестным, хотя некоторые источники приписывают его Лю Ханю или Чжао Пу. Текст состоит из трех свитков и является частью даосского канона эры Чжэнтун (正统道藏). Он содержит глубокие размышления о взаимосвязи между человеком, природой и космосом.

"遁甲法" ("Методы Скрывающегося Цзя").

Этот краткий текст, состоящий из одного цзюаня, также был составлен Ян Вэйдэ. Он фокусируется на базовых принципах системы цимэнь и практических методах ее применения.
Эпоха Мин (1368–1644 гг.)
"奇门一得" ("Ключ к постижению Чудесных Врат").

Этот двухтомный труд был написан Гань Линьши (甘霖时). Он предлагает своеобразный подход к пониманию системы через личный опыт и практические примеры.

"遁甲演义" ("Разъяснение методов Скрывающегося Цзя").

Автор Чэн Даошэн (程道生). Текст включен в «Полное собрание книг Четырех хранилищ» (四库全书本). Он содержит подробные объяснения теоретических основ и их применения.
Эпоха Цин (1645–1911 гг.)
"奇门法窍" ("Сущность методов Чудесных Врат»"). Автор Си Мэнси (锡孟樨). Этот труд фокусируется на ключевых принципах системы и их интерпретации.

"奇门旨归" ("Главные принципы Чудесных Врат"). Автор Чжу Хаовэнь (朱浩文). Содержит принципы системы цимэнь, правила анализа по разным аспектам, содержит примеры применения цимэнь в военном деле.

"奇门阐秘" ("Раскрытие тайн Чудесных Врат"). Автор Ло Шияо (罗世瑶).

"奇门心悟" ("Озарения о Чудесных Вратах"). Автор Ван Маосун (王茂松). Хотя работа осталась в черновике и не была издана, она считается важным источником личных размышлений о системе.

"奇门遁甲数" ("Числовые методы Чудесных Врат и Скрывающегося Цзя"). Составитель Чжао Инкэ (赵应科). Этот труд исследует математические аспекты системы и их практическое применение.
Помимо перечисленных выше ключевых текстов, существует множество других трудов, посвященных системе Ци Мэнь Дунь Цзя, которые не вошли в данный обзор. Эти тексты, созданные в разные исторические периоды, дополняют общую картину развития системы и показывают ее богатство и многообразие. Среди них можно выделить как редкие рукописи, сохранившиеся лишь в частных коллекциях или даосских канонах, так и более поздние комментарии и интерпретации, написанные практиками и учеными.

Таким образом, представленный обзор лишь частично раскрывает масштаб и глубину литературного наследия Ци Мэнь Дунь Цзя. Однако даже этот краткий экскурс позволяет понять, насколько многогранной и универсальной является эта система, и какое значение она имела для китайской культуры на протяжении тысячелетий. Исследование дополнительных источников открывает новые горизонты для понимания ее теоретических основ и практических приложений, что делает ее актуальной и сегодня.

Мы лишь прикоснулись к истокам и ключевым текстам этой удивительной системы. Однако даже первые шаги исследования показывают, насколько богатым и многослойным является ее наследие. Каждый аспект - от древних легенд до современных интерпретаций - открывает новые горизонты для понимания ее принципов и возможностей.

Эта древнее искусство продолжает вдохновлять, обучать и открывать новые горизонты. Возможно, именно в ней скрыты ответы на многие вопросы, которые мы задаем себе в стремлении лучше понять мир и самих себя.